Сколько стоит сайт и почему так отличаются цены на веб-разработку?

Ценообразование в разработке сайтов до сих пор продолжает оставаться непонятной и загадочной темой для многих потенциальных заказчиков. Почему один сайт можно сделать за 30 000 р, а другой, который на первый взгляд не сильно отличается, за 3 000 000? И хотя на этом вопросе уже наломана целая гора копий, давайте попробуем разобраться и внести свою долю ясности.

Во-первых, нужно понять, что сайт – это в большинстве случаев не продукт, а услуга. И как для всякой услуги, будь то строительство домов, ремонт автомобилей или окрашивание волос, основа ценообразования здесь – стоимость часа специалиста. При этом стоимость часа разработчика сайтов не сильно отличается от стоимости часа хорошего автослесаря или мастера салона красоты (в разных компаниях Екатеринбурга – в диапазоне  1000 – 2000 р/час).

Во-вторых, чем сложнее сайт и чем меньше он похож на типовые решения, тем больше рабочего времени специалистов понадобится на его разработку и отладку. Типовые решения – это готовые программные продукты для создания сайтов, которых сейчас существует множество: условно-бесплатные сайт-конструкторы, недорогие коробочные комплекты типа системы 1С-Bitrix, да и просто масса предложений сделать сайт дешево и за пару дней (как правило, из тех же конструкторов или коробок). Таких решений много, и ими вполне можно пользоваться. Так вот,  чтобы понять, насколько они вам подходят, нужно заранее спланировать работу вашего будущего сайта и процесс его подготовки. После этого станет ясно, нужны ли вам для этого дополнительные услуги специалистов, каких именно и в каком объеме.

Возьмем простой пример – создание интернет-магазина. Какими бывают магазины, что может  понадобиться для их работы и сколько это может стоить?

Вариант 1. У вас есть небольшой (несколько десятков наименований) ассортимент товаров. Они лежат на вашем складе или в офисе, цена на них меняется редко, постоянных покупателей почти нет, продажа происходит путем заказа и наличной оплаты курьеру. В этом случае вам вполне подойдет интернет-магазин, сделанный с помощью конструктора сайтов, который легко настраивается. Вам нужно всего лишь:

  • выбрать из готовых вариантов подходящее оформление
  • написать тексты о том, какой у вас замечательный магазин и как в нем проходит доставка, оплата и возврат
  • написать характеристики и описания товаров
  • сделать фотографии товаров (или где-то взять готовые)
  • загрузить все это добро на сайт

Все это вобщем-то несложно сделать на конструкторе самому, либо пригласить специалиста, который сделает то же самое за вас. В первом случае вы заплатите только за использование конструктора (в районе 500 р. в месяц), во втором еще доплатите за работу специалиста 10-20 т.р. Можно пойти еще дальше – оформить продажу в любимой социальной сети и не платить вообще ни за что.

Вариант 2. Мелкое лавочничество – не ваш конек, поэтому магазин должен быть с большим ассортиментом, в том числе и поставляемым под заказ. Оплата возможна не только курьеру, но и предварительная, по карте или электронными деньгами. У вас, скорее всего, будут постоянные клиенты, имеющие свои клиентские скидки. Вы планируете проводить на свой ассортимент акции и распродажи с фиксированными временными скидками. Для такого варианта вам понадобится более продвинутая система:

  • Готовое шаблонное оформление еще может быть бесплатным, но лучше воспользоваться коммерческим вариантом – меньше риск быть похожим на магазин конкурента, больше выбор оформления, возможность дополнительно настроить шаблон под себя
  • Если у вас много товаров, нужно интегрировать каталог на сайте с вашей учетной системой (1С-торговля или той, которую вы используете). Это делается для того, чтобы цены на сайте менялись автоматически, как и доступное наличие товара в штуках.
  • Описания и фотографии товаров можно заполнить вручную, но можно и импортировать на сайт из другого источника.
  • Для проведения онлайн-оплаты потребуется подключить платежную систему
  • Постоянные клиенты должны иметь возможность зарегистрироваться и сохранять свою историю покупок, а также заработанные клиентские скидки.
  • Хороший магазин должен быстро реагировать на запросы покупателей, поэтому вам не помешает подключение SMS-уведомлений о поступивших заказах и запросах в обратной связи.

Для создания такого магазина возможностей онлайнового конструктора уже будет недостаточно, да и как-то надежнее, когда данные о ваших взаимоотношениях с клиентами хранятся на вашем собственном сайте. Поэтому имеет смысл воспользоваться одним из платных коробочных решений или свободно распространяемой системой управления контентом (CMS) — 1С-Bitrix, Magento, OpenCart или другими, выбор которых очень велик. Полностью самостоятельно здесь справиться сложно, понадобится помощь специалистов. Но поскольку вся программная часть в коробке уже готова, работы по настройке не займут много времени. Можно ориентироваться на сумму в 70-150 т.р. – в зависимости от стоимости часа работы у привлеченных вами специалистов. Но если готовое шаблонное оформление вам не подходит и хочется индивидуальный дизайн, придется увеличить эту сумму примерно в полтора-два раза. Стоимость самого коробочного продукта оплачивается отдельно (если он платный — еще 10-25 т.р.).

Вариант 3. Вы планируете крупный магазин с огромным ассортиментом и особыми сервисами, с полностью индивидуальным оформлением всех страниц, собственной программой лояльности, накопительными индивидуальными скидками для постоянных клиентов. У вас будут покупатели-юрлица, которым нужно формировать счета для безналичной оплаты и хранить для скачивания накладные отгруженных заказов. Каталог на сайте должен не только принимать из 1С данные о ценах и наличии товара в реальном времени, но и отправлять обратно данные о совершенных покупках. Вы собираетесь серьезно вкладываться в рекламу и генерацию трафика, поэтому сайт должен быстро работать под высокими нагрузками.

Для такого случая мы не будем описывать всю последовательность действий, потому что действий предстоит много, и в проекте будут задействованы разные специалисты – проектировщики, программисты, дизайнеры, копирайтеры, специалисты по продвижению, тестировщики. В качестве основы сайта можно применить готовое коробочное решение, но его программные модули скорее всего будут серьезно доработаны под индивидуальные особенности проекта, с соответствующими затратами рабочего времени.

Но если ваша цель – не банальный интернет-магазин, а сайт с уникальными возможностями, готовых решений для него может быть немного. Такой проект нужно создавать с нуля, поэтому рабочих часов на его разработку потребуется гораздо больше. Социальная сеть для рыболовов, издательская система по выпуску научных журналов, онлайновый конструктор корпусной мебели – такие сайты потребуют внимательного проектирования, уникального оформления, программирования и настройки большого числа функциональных модулей. А потом еще тестирования и подбора ресурсов для обеспечения плановой нагрузки.

Поскольку стоимость сайта в итоге складывается из потраченных на него рабочих часов, а вам хотелось бы узнать эту сумму заранее, разработчики практикуют предварительную оценку работ. И чтобы провести эту оценку как можно точнее, необходимо максимально подробно описать предстоящий проект и все особенности его работы. Не просто написать «ТЗ, которое никто не читает», а продумать сценарии поведения на сайте для разных представителей аудитории, начертить схемы страниц, подробно описать, как должны работать программные модули, и из каких элементов они должны состоять. Именно четкое и максимально подробное описание задачи позволит исполнителю правильно оценить работу, выполнить ее в срок и не переделывать после завершения. Чтобы не получилось, как в популярном анекдоте ))

— Слушай, ты разработчик. Ответь, почему разработчики всегда неправильно оценивают время на создание программ?
— Представь что тебе надо разгрузить машину, сколько времени это займет?
— Пару часов
— Это камаз
— 8 часов
— Камаз, груженый песком
— 12 часов
— У тебя нет лопаты и инструментов, только твои руки
— 2 дня
— На улице -40
— 4 дня
— Камаз вообще под водой
— Так же нечестно, ты постоянно придумываешь новые условия! К чему ты мне вообще все это рассказываешь? Вы, разработчики, вечно всякую фигню рассказываете! Вместо этого могли бы просто оценить правильное время на разработку.