Чтобы создание интернет-проекта не растягивалось на годы и велось в рамках утвержденного бюджета, нужно внимательно подойти к проектированию – подготовительному этапу разработки. При грамотном подходе это станет фундаментом вашего будущего проекта. Во время подготовительного этапа можно исследовать аудиторию и ее интересы, просчитать риски, спланировать оптимальную структуру сайта, описать сценарии взаимодействия пользователей с системой и техническое задание на программные блоки.
Коротко – не ясно
При работе над сложной задачей важно полное взаимопонимание заказчика и разработчика. Чем менее конкретно описана идея проекта, тем выше вероятность получить не тот результат, который вы ждали. До сих пор бывают ситуации, когда заказчик описывает постановку задачи на сложный сайт очень скупо, без подробностей, в объеме пары текстовых страниц. Каждый может понять ее по-своему, в зависимости от своих представлений о прекрасном. Поэтому первоначальная оценка такого проекта будет сильно отличаться у разных разработчиков. А в процессе реализации появится масса уточнений, после которых оценка серьезно возрастет, и заодно будет отдаляться запланированная дата запуска. В итоге выделенного на проект бюджета не хватает, сроки срываются, участники проекта обвиняют друг друга во всех грехах.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, к разработке нужно готовиться. Подобно тому, как строители и архитекторы готовят проектную документацию перед возведением нового здания, до начала разработки сложного сайта необходимо выяснить и описать много важных вещей. И хотя риски здесь несопоставимы (все-таки, неверно сконструированный сайт никому на голову не упадет), заказчик рискует вложенными деньгами и потраченным временем. А может быть, и упущенной выгодой.
Я занимаюсь информационными сайтами уже 20 лет — и как представитель заказчика, и как менеджер разработки, и как владелец собственных сервисов. Не раз доводилось видеть, как проекты терпели неудачу из-за неверно оцененных перспектив или плохо поставленной задачи. Чтобы этого не произошло, к проектным работам нужно отнестись внимательно, как к определению интересов аудитории, так и к написанию ТЗ для сайта. И хотя подготовительные мероприятия требуют времени, в общей стоимости разработки они составляют всего 10-15%. Но в результате смогут уберечь от гораздо больших расходов.
С чего начать?
Перед началом проектных работ нужно подробно и честно ответить на несколько вопросов:
- Какова главная цель вашего проекта? Чаще всего в качестве цели ставится коммерческая выгода, но бывают и другие.
- Какие аналогичные сервисы уже существуют и насколько они сильны? Даже если придуманный вами проект уникален, он решает какие-то потребности людей. И нужно понять, как люди справляются с этими потребностями сейчас.
- Для кого вы делаете проект, кто эти люди? Как они пользуются интернетом и при каких обстоятельствах зайдут на ваш сайт?
- Что конкретно будет делать представитель аудитории на сайте, чтобы достичь своей цели?
- Какие шаги необходимы с вашей стороны в ответ на действия пользователя (принять заказ, отправить письмо, добавить в базу и т.п.) и кто их будет делать?
- Из каких источников пользователь вероятнее всего перейдет на ваш сайт и на какие страницы в первую очередь? В будущем это поможет составить программу продвижения.
- Любой сайт – это информационный продукт, и он должен быть наполнен материалами. Что это будут за материалы, кто их будет готовить и как часто обновлять? Возможно, материалы уже существуют и нужно перенести их с другого сайта?
- Критерии успешности – условия и показатели, по которым вы будете понимать, что ваш проект развивается в нужном направлении и с нужной скоростью.
Это лишь часть вопросов, их гораздо больше. Подробные ответы на них помогут точно определить состав необходимых программных модулей, описать процессы взаимодействия с системой пользователей и сотрудников вашей компании, построить на основе этих сценариев карту сайта и пути движения пользователя. Опираясь на сценарии и карты, мы будем в дальнейшем создавать прототипы интерфейсов.
Много вопросов возникает и решается в процессе проектных работ. Надо ли делать регистрацию и что именно разрешать зарегистрированным пользователям? Нужна ли система публикации новостей или блог, кто и как часто туда будет писать? Будет ли на сайте возможность оплатить заказ, какие платежные системы для этого понадобятся? Какие информационные блоки необходимы в мобильной версии, а какие можно сделать только в полноэкранной? Наверняка будут вопросы про админку и удобство ее использования, обязательно нужно прописать интеграции с внешними системами, если предполагается автоматический обмен данными, например, с 1С. В результате мы получим полную картину будущего проекта «на бумаге», обсужденную и согласованную всеми заинтересованными сторонами. Согласитесь, это гораздо удобнее, чем вспоминать о важном сервисе, когда весь сайт уже готов. И позволяет избежать утомительных переделок, «костылей» и затягивания сроков.
О важности визуализации
Говорят, что порой картинка заменяет тысячу слов. Для проектирования сайтов такое утверждение тоже верно, только картинки тут специфические. Речь о схемах процессов и прототипах интерфейсов, без которых техническое задание будет неполным. В начале статьи я уже говорил о необходимой ясности и взаимопонимании между участниками разработки сложной информационной системы. Кто-то из них лучше воспринимает написанный текст, а кто-то привык мыслить зрительными образами и гораздо лучше поймет визуальную схему. Поэтому лучше, когда к описанному при помощи текстов и таблиц техзаданию приложены блок-схемы основных процессов системы. К тому же при их составлении удается лучше понять порядок взаимодействия участников и обнаружить узкие места.
Прототипы, или UX-схемы интерфейсов будущих страниц информационной системы – еще один вид иллюстраций. Это «скелеты» будущих дизайн-макетов, при помощи которых мы показываем, какие элементы должны быть на странице и как примерно они могут быть расположены, чтобы система выполняла задуманный функционал, и при этом пользователю было удобно. На проектах, не требующих глубокой проработки программных модулей, именно прототипы страниц могут быть основным итогом работы проектировщика и отчасти заменяют собой ТЗ на разработку.
Что в итоге
Готовое описание проекта, или техническое задание на разработку сайта – это объемный документ, включающий таблицы с элементами каталогов, описание работы программных блоков, схемы процессов и прототипы страниц. Ознакомившись с ним, грамотный разработчик сможет дать четкую оценку стоимости и сроков работ и приступить к ним без дополнительных обсуждений.
Есть ситуации, когда полное ТЗ до начала работ не делается сознательно. Обычно это касается новых онлайн-сервисов и стартапов, которые не имеют аналогов и идут по непроторенным дорогам. Их создают с помощью гибких методов управления проектами: сначала делают минимальный работающий вариант (MVP) и в зависимости от того, «как пойдет», на его основе строят дополнительный функционал. Тем не менее, при таком подходе так же нужно изучить аудиторию, сформулировать цель и основные требования, спроектировать сам MVP. Планирование возможных путей развития и будущих программных модулей тоже лишним не будет. Ими можно заняться уже после запуска минимального варианта, имея перед глазами аналитику.
Но если вы планируете разработку интернет-магазина, информационного портала или иного ресурса, технических аналогов у которых много, лучше сразу спроектировать его полностью. Это позволит получить реалистичную оценку стоимости и сроков разработки, и избежать расходов на возможные переделки. А еще — вовремя начать готовиться к сопровождению и продвижению проекта.
Роман Симачевский
Проектное бюро 1Step projects — Ваш первый шаг к успешному сайту